Кто такие русалки? Почему о них чаще всего вспоминают именно в мае? Какая роль им отводится в традиционных праздниках годового круга? Откуда русальи состояния в нас и как с ними бороться?
Это выглядит как длинная статья, претендующая на литературный труд, но на самом деле это просто упорядоченный сборник всего того, что я уже много раз писала в своих соцсетях, а когда-то – в Живом журнале. Если вы читаете меня давно, то, скорее всего, найдете для себя мало нового.
Но если вы со мной недавно, то лучше места, чтобы познакомиться с темой русалок в народной культуре, вы можете и не найти. Так что располагайтесь поудобнее.
Оглавление
- Почему в мае в народе заходит речь о русалках
- Нежить
- Семейные сценарии
- Родовые истории влияют и на нас, и на наших детей
- Скелеты в шкафу
- Профилактика последствий семейных тайн
- Нечистые покойники: опасные предки
- Некрещёные дети как разновидность нечистых покойников
- Как аборт может повлиять на женщину и её детей
- Поминание нерожденных детей. Русальная неделя
- Русалки: прекрасные девы, страшные бабы, кикиморы
- Откуда берутся русальи состояния
Почему в мае в народе заходит речь о русалках
Близится май, весна, цветение, жизнь, но каждый год именно после того, как отцвели сады, я слышу и читаю о том, что у людей поднимается грусть-печаль-тоска.
Начинают вспоминать родовые истории, доставать альбомы и вспоминать тех, кто был до нас. И дело не в том, что эти люди достали альбомы, чтобы найти фото для бессмертного полка. Эта волна грусти и воспоминаний в мае поднималась и раньше.
День Победы? Да, и он тоже влияет, а еще Пасха и Радуница. А еще Семик и Троица.
Наши предки – земледельцы именно в это время оказывались перед лицом судьбы. Все, что могли – сделали. Поля засеяны, огороды посажены, сады отцвели. И сейчас решался вопрос жизни и смерти: “Какой будет урожай в этом году?”
Отсюда запрет ходить в поля, в леса, глазеть на соседский сад и огород, чтобы то, что сейчас завязывается, не сглазили.
Сколько цветов на дереве? А сколько из них станет плодами? То, что не стало плодом, считалось жертвой миру мертвых.
Потому мертвым старались дать свои силы, свое внимание, чтобы они его взяли и живым не вредили.
Потому так часто в это время ходят на кладбище, чтобы помянуть предков, потому именно в это решающее время один раз в году поминают тех, о ком не говорят весь год: нечистых покойников, нерожденных младенцев, умерших до срока…
Это время ревизии скелетов в шкафах и перемывания костей.
Не сделаем это сами, контролируя ситуацию, мертвые возьмут свое без твоего ведома и сколько им нужно.
И тогда мы будем жить вроде свою жизнь, но не так как хочется, принимать странные решения, которые нам не выгодны, проявлять странные чувства и реакции, вроде свои, а вроде и нет.
Предки знали: если хочешь жить свою жизнь – дай место и внимание другим, которые могут начать жить через тебя. И делали это безопасно для себя и окружающих.
Как вести себя в этот период, как узнавать в себе чужое, как поминать чистых, нечистых покойников и нерожденных детей, как узнавать и отделять от себя чужие состояния, доставшиеся в наследство – обо всём этом мы будем сейчас говорить. Интересно? Поехали!
Нежить
Нежить – это понятие, которое описывает состояние, когда человек живет, но не чувствует настоящего желания жить и не имеет своих целей.
Это состояние может возникнуть из-за травмы, потери близкого человека или других неблагоприятных обстоятельств.
Часто нежить передается из поколения в поколение в рамках одной семьи. Например, если мать пережила потерю близкого человека и стала нежитью, то ее дочь может перенять эту установку и тоже начать жить, не испытывая настоящего желания жить.
Такая ситуация может повторяться в семье на протяжении нескольких поколений.
Одной из причин такого состояния может быть лояльность семье. Человек может чувствовать, что не может выйти за рамки установок своей семьи, иначе он будет исключен из нее.
Это чувство лояльности может привести к тому, что человек будет делать только то, что от него ожидают, и не будет стремиться к саморазвитию и достижению своих целей.
Например, у женщины, когда она была беременна, умер муж. Она не смогла отгоревать потерю и растила ребенка уже в состоянии “нежити”. Ноги передвигаются, дела делаются и ладно. А в душе холодная дыра.
Её дочь пытается привлечь к себе внимание капризами или болезнями, но примерно в возрасте, в каком её мать потеряла мужа, она оказывается в состоянии потери. Это может быть не смерть мужа, но расставание с любимым и даже по её инициативе.
Или она заводит отношения с человеком, который точно её оставит. И случается “мама, смотри, я как ты” и следует провал в нежить.
Если у неё к тому моменту есть свой ребенок, то третье поколение получает уже более тяжелый груз в виде “женщины нашей семьи такие” без знания, с какого события начался этот сценарий.
Если вы знаете примеры семей нежити – ждем вашу историю в комментариях!
Состояние нежити мне очень хорошо знакомо.
Я росла вдумчивым, спокойным ребенком, очень удобным и не по годам смышленой, за что меня хвалили взрослые и ставили в пример.
Я же смотрела на своих ровесниц, дерзких, смелых, легкомысленных, которые умели играть, действовать из своего “хочу”.
Проходя от желания до воплощения желания я превращаюсь из той, которая никогда не делала этого в ту, которая делала желаемое и может еще раз повторить.
Например, за прошедшие пять лет я научилась быть той, у которой есть свой дом и которая умеет его осваивать, я стала той, которая умеет покупать квартиру и машину, а потом я стала тем, кто умеет переезжать с детьми в другую страну и в ней осваиваться.
За проявленным материальным стоит много больших и малых подвигов, которые происходили у меня внутри. Подвиг – подвинуть границы своих возможностей.
Большую часть жизни я ощущала себя стоящей на другом берегу, среди тех, кто этого не умеет и не знала, как перебраться к тем, кто может. Но сначала на этот берег надо было прийти – осознать свои желания.
Не осознаю свое желание – не могу двигаться к его исполнению. А желания прячутся под удобством для других, под тем, чтобы понравиться другим.
Раз за разом мы отказываемся слышать свои желания, только чтобы нас не отвергли. И каждый раз предаем свою душу: “Не появляйся”, “Потерпи”, “Помолчи”, “Не плачь”, “Не живи”. Так рождается нежить и передается по наследству вместе с этими указаниями.
Потом я убирала эти слои нежити, свои и доставшиеся по наследству, и каждый раз под этим слоем бабочками вылетали новые, яркие, смелые желания. А за тем шло их воплощение и знакомство с собой, живой.
Семейные сценарии
Семейные сценарии – это удобный механизм передачи успешного опыта. С точки зрения природы, если наши родители выжили и передали свои гены, значит их сценарий вполне рабочий, и почему бы его не передать дальше через неосознаваемые механизмы.
Напомню, что осознаем мы неокортексом – самой молодой частью мозга, а сценарии есть и у социальных животных:
“Мы все каждый год идем по саванне, чтобы в сезон дождей не остаться без воды и выжить. Много поколений до нас так делало и мы так делаем”.
Тогда учиться нужно будет только деталям, которые затачивают сценарий под действительность.
Большинство сценариев у нас так и работают и помогают нам жить. Многие семейные сценарии прекрасно работали столетиями, когда, например, крестьянский образ жизни не менялся веками.
Такие сценарии хорошо видны со стороны не местным. Это когда “всегда так было”, “все же так делают, что об этом вообще говорить”.
Когда социальное окружение меняется в результате общественных перемен или вы переезжаете в другую культуру, тогда осознается, что можно было иначе.
В начале 20 века нормальным считалось воспитание детей розгами, а сейчас мы наблюдаем разделение в обществе на “меня били и ничего, человеком вырос” и “это было ужасно, я до сих пор испытываю страх и не хочу такого для своих детей”. Значит, сценарий устарел и нуждается в изменении или полной замене.
Поэтому всегда первый шаг – это осознать, что то, что считалось нормой в вашем детстве и окружении, таковой не является. Всегда найдутся группы, где будут другие нормы.
В одном городе и даже в одном подъезде могут жить семьи, в одной из которых принято душевно обо всем говорить и совместно искать решения, а в соседней квартире может жить семья, которая “отлично сохраняет” лицо, но в семье каждый сам за себя и отношения холодные. Хотя это может быть один социальный круг.
Что уж говорить о культурных различиях при переезде в другую страну.
Понимание гибкости норм развязывает руки, потому что это открывает вам свободу менять свои сценарии, когда вы осознали их неуместность здесь и сейчас.
Например, когда у вас родился ребенок и вы ловите себя на том, что ругаете его теми же словами, какими ругала мама или бабушка, а скорее всего это идет еще поколений на 4-5 вглубь веков. Это можно изменить, но первый шаг – осознать, что этот сценарий перестал у вас работать.
Родовые истории влияют и на нас, и на наших детей
В апреле 2023 я опять уткнулась в родовые истории. Причем, в ту самую историю, которую я окончательно проработала еще 10 лет назад. Она заявляла о себе с детства по телесным ощущениям, снам, темам, которые были отвратительны и которые где-то в глубине души манили. Настолько для меня эта проработка родовой истории стала значима, и так сильно потом изменилась моя жизнь, что я до сих пор помню месяц и год – апрель 2013.
История была о каторжнике-отморозке, которому убить человека ничего не стоило, который заморозил свою душу до донышка и который погиб под завалом в шахте на каторге в Забайкалье.
Например, в раннем детстве я не могла трогать валуны, обкатанные ледником, которых в забайкальской и монгольской степях, где прошло моё детство, было достаточно.
Я только касалась их аккуратно детской ладошкой и в голове всплывало, как мои пальцы впиваются в этот камень, при попытке отодвинуть, ногти выворачиваются с кровью наружу… и я одергивала руку от камня.
Подробно о том, как я разворошила ту историю, проследила её от смерти этого каторжника до его детства и того как он мальчиком с чистой, живой душой пришел с матерью из деревни в Москву на Хитровку я описала в ЖЖ тогда же, в апреле 2013.
Да, та чистка была знаковая, я словно дала свободу этому каторжнику и мы расстались, соблюдая правило: “Никто не забыт, ничто не забыто”. Даже этой статьёй я, по сути, его поминаю.
А еще я через проживание чувств того человека поняла как душа замораживается. Как из ребенка, который жаждет человеческого тепла и внимания, получается безжалостный насильник и убийца. Я взяла этот урок и больше меня эта тема не волновала.
Но вот мой сын в последнее время часто стал беседовать со мной на тему превращения Люцифера из ангела в демона, или Энакина Скайуокера в Дарта Вейдера.
Вчера опять зашел разговор на эту тему, но не про конкретных героев, а что сына интересует как из светлого персонажа персонаж превращается в темного и как этот процесс происходит. И тут я поняла, что не дает покоя моему доброму и душевному сыну. Тот самый каторжник!
Свою-то историю я проработала уже после рождения сына, значит и он тоже её носитель.
Такие родовые истории передаются по наследству и если родитель её проработал до рождения ребенка, то ребенку нет нужды её нести дальше.
В нашем случае своей проработкой я облегчила сыну ношу, но корешки остались. А это тягостная ноша, когда в голову приходят какие-то образы, или какие-то темы и вызывают отвращение и притягивают внимание и сказать об этом некому, потому что, а о чем говорить?
Это же не цельная история, а как у меня в детстве с камнями, просто кусочек образа. Только потом, собрав такие разрозненные кусочки в одну историю и зная как работают родовые истории тех, о ком в семье не говорят, кого постарались забыть, я смогла убрать это из своей жизни.
Вчера я рассказала сыну эту историю, что вероятно в нашем роду есть такой человек, нечистый покойник, который так проявляет себя, что он был в роду.
Что такие родовые истории можно заметить в странном интересе к какой-то теме, которая считается социально неприемлемой. Вот и тебя коснулась это: “Как живая, теплая душа черствеет и замерзает. Что приводит к этому переходу”.
После разговора об этом каторжнике сын сказал: “Спасибо. Мне стало легко. Словно ты расколдовала меня”. И это так и ощущается.
О том, как работать с родовыми историями и как в народной культуре проводили профилактику влияния нечистых покойников на жизнь живущих и как можно ослабить или даже убрать это влияние на вашу жизнь, мой курс “Верни свою силу или Проводы русалки”.
Скелеты в шкафу
В каждой семье они свои.
Замечали ли вы, что порой заходит разговор про кого-то из родственников и старшие быстро сворачивают разговор, переводят его на другую тему и всячески избегают обсуждение данного вопроса?
А потом случайно вы узнаете, что предок покончил жизнь самоубийством, спился из-за того, что не дали жениться по любви, попал в тюрьму за убийство и т.п.
“О мертвых либо хорошо, либо ничего”, а тут выясняется, что есть те, о ком хорошо не скажешь.
Например, вы в детстве увлекаетесь какой-то темой, читаете об этом книги, детективы, смотрите передачи, а ваша родня старается вас отвлечь, чем разжигает интерес к запретной теме еще больше, хотя тема странная.
У меня есть знакомая, её сын, младший школьник, очень любит играть в вора, хотя по натуре добрый мальчик и после проигрывания сцены украденное возвращается, обычно это какая-то мелкая игрушка.
Когда мы со знакомой разговорились об этом, она сказала, что в школьных спектаклях тоже любила играть воров и разбойников. А её мама фанатично следит, чтобы ни в коем случае не взять чужое, еще свое отдаст чтобы на неё не подумали.
Варианты разные, а тема одна и о ней не говорят. А она создает сильнейшее напряжение в семье и мальчик, как самый младший в системе, становится свистком в который уходит пар, снижает напряжение через действие.
А причина таких историй в том, о ком не говорят и кого постарались забыть. Так они проявляются в нашем мире. В народной культуре таких называют “нечистыми” или “заложными” покойниками.
А в вашей семьей есть “скелеты в шкафу”, про которые не принято говорить, но порой про это обрывочные знания долетают до вас?
Профилактика последствий семейных тайн
Если семейные тайны существуют, значит они нужны. Когда разрушающее событие только случилось, обычно встает вопрос физического выживания.
Как это было в первой половине ХХ века, когда нужно было скрывать происхождение и нельзя было отгоревывать потерю ушедшего мира, потому что это опасно для жизни.
Но когда вопрос с выживанием решен, нужно исцелять семейную систему и возвращать силы, собранные в этой тайне. В народной культуре это было заложено.
1. Облегчение души перед смертью. Сейчас мы ориентированы на тело, а еще 100 лет назад в центре мировоззрения была душа. Считалось, что человек перед смертью обязательно должен облегчить душу, то есть очистить ее от всех тайн, которые он носит в себе.
Если душа отягощена тайной, то она будет привязана к этому месту и после смерти станет «нечистым покойником», что плохо и для умершего, и для живых.
Поэтому самые серьезные тайны хранились не далее, чем «до гробовой доски». А «унести тайну в могилу» отягощало душу так же как самоубийство.
До христианства тайна раскрывалась в кругу семьи, потом это взяла на себя церковь и появилась «тайна исповеди». А с приходом советской власти и исповедь перестала быть значимой, зато тайны размножились и «пожирают» семьи до сих пор.
2. Свистопляска. Раз в год на Семик, (а до христианства это было привязано к 1 мая – малому кресту, середине между весенним равноденствием и летним солнцестоянием), происходило большое общественное поминание нечистых покойников.
Считалось, что чистые души спокойно отходят в иной мир и в мир живых спускаются только по особым праздникам, в Святки, например.
Нечистые покойники так и остаются потерянными в мире людей, вечно голодными и жаждущими жизненной силы. Так что в лучшем случае они могут напугать, а в худшем и навредить.
Потому был запрет на упоминание нечистого покойника, чтобы не обратить его внимание и не притянуть его душу к себе. Но раз в год этот запрет снимался.
В местах боев, массовой гибели, где были захоронены нечистые покойники, устраивались ярмарки с ритуальным похмельем, музыкой, песнями, скабрезными шутками, чтобы над этим нечистым пространством создать эдакий «саркофаг жизни» и безопасно поминать нечистых покойников
Подобное происходило и на похоронах ночью, когда собиралась молодежь «покойника сторожить», играла на нем в карты, дергала за руки, ноги, вспоминала смешные истории, а днем старшие женщины опять голосили.
3. С осенних Дедов в ноябре и до Рождества было время страшных историй и загадок. Семьи собирались под одной крышей, занимались ремеслами и рассказывали страшные сказки или былички. И семейные страшные истории тоже могли быть проговорены под такой маской.
4. Частушки. Очень любопытный жанр. Частушки служили способом легально высказать свое мнение. При этом всегда можно было сказать, что «люди ее придумали, я лишь спела. Люди так говорят». И ответить на частушку можно было только частушкой.
Если человек, которому пропели частушки обижался, лез в драку, он тем самым показывал свою слабость и то, что поющий частушку прав.
Не просто так именно в мае я уже который год провожу поток курса “Верни свою силу или проводы русалки”. Там мы, в частности, говорим о том как поминать и помнить наших предков так, чтобы они помогали, а не мешали жить вашу жизнь. Время такое, подходящее для работы с этой темой.
Нечистые покойники: опасные предки
Кто относится к нечистым покойникам?
Открываю том 4 этнолингвистического словаря “Славянские древности” под редакцией Толстого Российская академия наук, Институт славяноведения.
Статья “Покойник “заложный”.
“Во-первых, к числу П “З”. относятся те, кто не изжил своего века – каждому человеку отмерен свой срок жизни, и тот, кто почему-либо умер раньше этого срока, вынужден “доживать” его, пребывая на границе земного и потустороннего миров.
К числу таких покойников относятся те, кто умер неестественной насильственной и преждевременной смертью (“не своей смертью”) – самоубийцы, опойцы, умершие от ран, пожара, молнии, погибшие на войне, от рук убийцы или в результате несчастного случая, замерзшие в пути; выкидыши, мертворожденные и некрещеные дети, а также дети, умерщвленные матерями; женщины, умершие во время беременности и родов.
П.”з”. могут стать и те, кто пережил свой век, т.е. живет слишком долго, чужой век заедает(рус).
Отдельную группу составляют люди, зачатые, рожденные или умершие в “опасный” календарный период, когда на земле находятся души умерших (в частности на Троицкой неделе, на святках)…
Во-вторых, к “нечистым” покойникам причисляют тех, кто при жизни общался с нечистой силой – ведьм, колдунов, двоедушников; тех, кто грешил или нарушал моральные нормы (разбойников, воров, убийц, пьяниц, развратников, не соблюдавших поста), а также людей, проклятых родителями и похищенных нечистой силой (от меня “без вести пропавших, когда ушел из дома и пропал”)
В разряд З.”П”. входят и представители некоторых профессий, которые якобы связаны с нечистой силой (например скрипачи), или те, кто нарушил профессиональную честь:
землемеры, неправильно установившие межу, мельники неправильно взвешивавшие муку, трактирщики недоливавшие водку или наливавшие фальшивые напитки и т.п.
“Хождение” покойника является в том числе и формой наказания за совершенные при жизни грехи…
В-третьих, “нечистыми” становятся те, кто был похоронен с нарушением установленных правил погребального ритуала, в частности, умершие в темноте (без свечи), без покаяния; те, чье тело перескочило животное или перелетела птица; похороненные не в той одежде, в какой покойник хотел быть похороненным; те, кого не поминают живые; по кому не соблюдают траур.
В широком смысле к категории П.”З” могут относиться т.н. непритомники – т.е. те, чья связь с миром живых по какой-либо причине не прекратилась после смерти (при этом инициатором продолжения этой связи могут быть как сами умершие, так и их живые родственники):
не успевшие при жизни завершить какое-либо важное дело; молодые люди, обрученные, но не успевшие вступить в брак; матери, возвращающиеся к своим грудным детям; умерший жених, приходящий к невесте, муж – к жене; люди не отдавшие долг или не выполнившие обязательств (например, священик, оставивший не вычитанные поминальные записки)”
Страшно? Но такие вещи народная культура хранит не чтобы напугать.
Это проверенные временем маркеры, которые показывают, что вот в этом месте в вашем роду есть слабина. Это как знать о наследственном заболевании у предков и поглядывать за своим здоровьем в этом направлении более пристально.
Помните, “Зло узнано, зло названо, зло не имеет силы”, вот это и есть то, что названо. А раз названо, то с этим можно что-то делать.
Например, регулярно, раз в год, уделять свое внимание этим предкам, чтобы остальную часть года жить свою жизнь, а не проживать “за себя и за того парня” (кстати, это слова из песни, как раз о войне и что автор ощущает, что живет за себя и за того парня – погибшего солдата).
То есть, “нечистые” покойники – это те предки, которые могут оказать влияние на жизнь живых не в качестве поддержки, а создав “узлы” на нити судьбы потомков.
Знаем, где узел – можно его обойти и жить свою жизнь дальше.
2. О нечистых покойниках не говорят и их не упоминают, потому что они не в мире мертвых, а застряли среди живых, и внимание к ним их как бы призывает. Но о них помнили.
Кормить птиц или рыб – это способ покормить неупокоенные, вечно голодные души. Кстати, по этой же причине нельзя поднимать еду, упавшую на пол и крошки и остатки еду, упавшие на стол – значит кто-то из нечистых покойников рядом и голоден и это его доля.
3. Памятники и памятные знаки на дорогах на месте аварий – метки для живых. Считается, что если душа пережила внезапную или насильственную смерть, то она остается привязанной к месту, где это произошло.
Эта душа становится духом этого места, постоянно голодным до жизненной силы. Потому такие места помечают, чтобы там не останавливаться и проезжать аккуратно.
Где-то я читала историю, как наш путешественник попал в азиатскую деревню и там под деревом сидел буддийский монах и молился.
Оказалось, накануне на этом дереве повесился один из жителей деревни и тем самым место оказалось нечистым. Жители пригласили монаха, чтобы он молитвами очистил пространство и отвязал душу покойного от этого места.
Я очень люблю такие параллели, значит видение связи нечистого покойника и места, где все случилось, свойственно не только славянской культуре. К сожалению, у нас сегодня такие методы очищения пространства не приняты.
Хотя еще в 17 веке люди умели безопасно обходить такие “узлы” в судьбе, включая правильные действия в календарную обрядность.
Некрещёные дети как разновидность нечистых покойников
Они же – нерождённые дети: выкидыши, аборты, умершие в родах, замершие беременности.
Об этом принято говорить только в религиозно-гуманитарном контексте, без учета обстоятельств семьи и того, что прожила женщина, через какие переживания она прошла.
Но я знаю, какое сильное влияние может это оказывать на жизнь женщины, – дети, умершие в младенчестве, в родах, выкидыши и аборты.
Я сама прошла через аборт и выкидыш, оба события оказались для меня большими вехами, когда для меня поменялось многое в отношении к жизни, хотя в обоих случаях речь шла о сроке беременности в 4 недели.
И скольких женщин мне пришлось утешать после подобных событий.
Я знаю, как это может замораживать на годы и это может быть одной из причин состояния нежити.
Но тяжесть испытывают не только матери нерожденных детей.
Помните: “Дети и собаки знают все”. Живые братья и сестры могут с самого детства ощущать, что они живут не только за себя, но через них словно пробивается кто-то еще. Кто-то другой.
Если до вас были нерожденные братья или сестры, то они могут оказывать влияние на вашу жизнь, даже если вы знаете, о том, что они были.
И если бы они жили, то, возможно, вас бы не было. Это как занять свое место, которое ваше по праву, но ощущать себя самозванцем. Отсюда чувство, что живете не свою жизнь, а жизнь за нескольких людей одновременно.
Также у вас могут возникнуть сложности с выбором профессии и финансовые трудности, в основе которых ощущение, что не можете позволить себе полноценную счастливую жизнь.
Если нерожденные дети были после вас, то это оказывает меньшее влияние, но жизнь “за себя и за того парня” тоже может происходить.
Если у вас есть нерождённые братья и сёстры и до, и после вас, то часто такому человеку вообще сложно что-то со своей жизнью сделать.
В описании своей жизни они могут использовать фразы «я не чувствую опоры под ногами», «земля уходит из-под ног», «я не знаю, кто я и чего хочу от этой жизни», «у меня нет вкуса к жизни», «я как будто живу, но я не здесь», «у меня ощущение, что я живу не своей жизнью»…
Как аборт может повлиять на женщину и её детей
В процессе обсуждения этой темы в нашем Telegram-чате одна из участниц написала:
“Меня волнует вопрос: не сам факт аборта или способствование смерти младенца, а отношение женщины к этому влияет на последующие поколения? Меня это волнует и как культуролога, что называется в масштабах страны, и как жену мужчины, чьи мама и бабушка всё это практиковали и норм, а я всё ближе к мысли, что словно нежить какая (причем именно “детская”) через него всё чаще проявляется и, конечно, хочется ему помочь”.
Меня эта тема тоже интересовала с разных сторон много лет и откликается подход расстановщиков, когда смотрим, есть ли напряжение или нет.
Если о чем-то не говорим, не упоминаем, то оно копится и находит выход, чаще всего сказываясь на “слабом звене”, те же дети…
Если женщина испытывает напряжение по этому поводу: вину, сомнения, корит себя, размышляет «а вот если бы…», а еще и делает это скрывая от других, то тут будет очень мощное влияние.
Если «отряхнулась и пошла», то напряжения нет и последствия более легкие, а может и вообще не быть.
Но у меня вопрос к «отряхнулась и пошла». Я лечила зубы в советской школе, это была пытка без обезболивания. Моим ровесникам вырезали гланды тоже без обезболивания. Кто из тех, кто прошел через это вспоминают вмешательства как “незначительные”? Даже если всем вокруг так делали?
Аборты делали тоже без обезболивания и если это было еще и регулярно, то могло ли это быть так легко и не оставить следа не только телесного, но и душевного?
А ведь этому предшествовали еще переживания: «Беременна или нет», «Вот придется идти туда и опять это проживать».
Чтобы это насилие над своим телом не замечать, чтобы не выделяться среди подруг, которые демонстрируют “отряхнулась и пошла”, женщины были вынуждены замораживать свои чувства и уж точно не отгоревывать. И вот она “Нежить”.
А если ребенка растит мама- “нежить”, то это неизбежно сказывается и на ребенке.
Как проработать это в себе? Как проститься с этой “нежитью”. В том числе и об этом будем говорить на курсе “Верни свою силу или проводы русалки”.
Поминание нерожденных детей. Русальная неделя
Почему поминают нерожденных детей именно на Троичной неделе, а не на осенние Деды?
Люблю правильные вопросы, потому что они рождают правильные ответы. Я ведь раньше об этом не задумывалась, но тут опять работает логика годового круга.
Поминать нечистых покойников в ноябре принято в Европе – тот самый Хэллоуин. А в России это Троицкая неделя (она же Русальная). Даты Троицкой недели календарно привязаны к Пасхе и часто приходятся на май. В общем, поминать раз в год достаточно и тут на выбор. Но в ноябре речь идёт именно о взрослых нечистых покойниках.
А в поминании нерожденных детей на Троицу есть своя логика: свадьбы играли на зимний мясоед, зачатие первенца – самого ценного ребёнка (все первое и последнее наделено особой силой, отсюда и право наследства) и самого опасного ребёнка (первые роды зачастую оканчивались смертью матери и малыша, чаще, чем последующие) происходило в феврале-марте – в медовый месяц, потому первенцы рождались к Рождеству, весь декабрь – молитвы о благополучных родах.
А выкидыши чаще случаются в первый триместр. Вот и получаем, что в конце мая – начале июня женщины отгоревывали нерожденных первенцев. Не сами с собой, а все женщины деревни их в этом поддерживали.
Русалки: прекрасные девы, страшные бабы, кикиморы
Всё предыдущее можно считать введением. Просто чтобы у читателя было понимание, в каких терминах мыслит автор. А теперь к сути.
Троицкая неделя в некоторых регионах недаром называется Русальей. Сейчас русалка – это образ романтичный. Сравнение “ах прямо как русалочка” кажется чем-то очень положительным, но на самом деле это определенная подмена.
Русалочка в том виде, в каком мы сейчас знаем ее, – это привет от Ганса Христиана Андерсена и императрицы Марии Федоровны, которая была матерью императора Николая второго. При этом она еще была и дочкой короля Дании, и это с ее легкой руки пошёл образ Русалочки, которая из-за любви готова обрести ноги и лишиться своего голоса, что, кстати, весьма символично. Этот образ сначала спускается в высший свет, а дальше он опускается в другие слои общества.
С одной стороны, она старается помочь жизни. Почему девушка утонула от несчастной любви? Зачастую эта несчастная любовь оканчивалась обманом, беременностью и попыткой вот таким образом покончить с этим, чтобы не осквернить свой дом, не подвести семью под позор.
Статистика была вот по таким утопленницам, на самом деле, достаточно жуткая. До революции это одна из наиболее частых смертей молодых девушек. Это сейчас для нас кажется чем-то таким непонятным у чудовищным, но тогда это была правда жизни.
Нужно было выходить замуж девственницей. Вопрос был, впрочем, в некотрой степени решаем. Например мужчина понимал что ему с ней жить еще всю оставшуюся жизнь, поэтому он её не сдавал и говорил всем, что она была девственницей. Таких ситуаций было предостаточно.
Но вот общество вокруг как раз требовало девственности. Между людьми договориться, конечно, можно, а вдруг история подвергнется огласке? Не дожидаясь позора, девушка утонула и тем самым прекратила внутри жизнь внутри себя – таких историй было довольно-таки много. Распространенность этого образа как раз и говорит о том, что вот этих печалей, связанных с людьми, которые не справились со своей задачей, со своим жизненным испытанием – этого было много.
Русалки, на самом деле, были разные.
Первая разновидность в нашем списке – прекрасные девы с ногами, с распущенными волосами. Они обычно сидели где-нибудь на ветвях, голые или в рубахах нижних, что в прошлом практически обозначало одно и то же: они охраняли урожай от другой нежити, которая приходила на жизненную силу этого растущего, набирающего силу урожая. Но при этом эти девы-русалки молодых людей не любили, всячески старались их засмеять, защекотать.
Сами они очень не любят жизнь, внутри у них холодно. С одной стороны, они очень стремятся к жизни, а с другой стороны, они ее обесценивают, они очень злы на нее. Смех, веселье, любовь, отношение людей между между собой – все их очень сильно раздражает. Всё, что является образом этого чувства – жизнь, я живая, я живу – это то, чего нет у нежити.
Вторая разновидность русалки – это страшная баба. Это такие лохматые, нечёсаные бабы с огромными сиськами, которые они закидывают за плечи чтобы эти «цицки» им не мешали. Когда они встречают кого-то в поле, они начинают задавать им вопросы: «А как нужно поступать вот в этом случае?», «А если у тебя нас произойдет вот это – как ты будешь делать?» И если человек отвечает неверно, то они брали и этими своими каменными огромными цицками насмерть закармливали этого человека. Надо сказать, что все эти мифологические существа не взялись откуда-нибудь. Это всё – образы, которые живут в нас: и прекрасные девы, и страшные бабы – они в нас случаются так или иначе. Особенно после каких-то ситуаций.
Но, например, если взять вот эту страшную бабу-русалку, то я думаю, что вы вполне себе можете узнать в ней вот эту женщину, которая уже замужняя, она слишком хорошо знает, как жить правильно. Она знает, как нужно правильно воспитывать внуков, как нужно поступать её детям, как нужно вести хозяйство, как должен себя вести ее муж и вообще как всем правильно жить. Да, у нее может быть голова нечёсаная, лохматая, заляпанный растянутый халат, но при этом она всех закормит так, что мало не покажется.
Такие женщины, если подумать, на самом деле разрушают вокруг себя все живое. Любое проявление жизни они тут же стараются пресечь, убить, забить, закормить. Я думаю, что таких русалок вы найдете вокруг себя достаточно.
Русалки – «прекрасные девы» у нас тоже есть, их достаточно много. Что самое интересное – когда я мужчинам рассказываю в этих типажах – «а, да, знаю-знаю». Эти прекрасные девы у мужчин зачастую котируются как «ну да, на одну ночь еще куда ни шло, но в отношения с ними ступать не-не-не-не-не, потому что от них холодно.» То есть, эти женщины и девушки – они такие «уплывающие» постоянно. Они ничего не хотят сами, они готовы быть такими вот удобными, но ты сам реши как нам лучше быть, как вот лучше это сделать. Как сказал один из мужчин, с которыми мы это обсуждали, они зачарованные. У них есть какая-то идея и они… вот я сейчас пытаюсь передать как эти русалки разговаривают, они даже двигаются вот как-то… ну хочется живому человеку взять её и потрясти, сказать «Оживи! Где ты там, алё, проснись!»
Но в глубине души и у тех и у других русалок на самом деле творится страшное. Все эти уплывания или вот эти попытки контролировать пространство вокруг себя активно – всё это происходит из-за того, что внутри есть какая-то большая дырка в душе, которая болит – душевная рана. Поэтому на женщин, которые находятся вот в таких уплывающих состояниях, в традиции обращали внимание, их видели. Особенно хорошо их чувствуют дети и мужчины. Дети – по той причине, что рядом с такой мамой им страшно. Ребенок ожидает: «я маленький, за мной люди присмотрят и скажут – туда не лезь, сюда не лезь», а тут он остаётся с мамой, которая бродит телом с ним, но душой где-то далеко-далеко-далеко. Это так страшно что «Мама, мама, давай вот это, почитаем книжку! Мама, пойдем вот сюда! Мама, давай еще что-нибудь сделаем! Мама, алё! Проснись, мама!»
Есть еще третий вариант русалки – кикимора. В общем-то, сестра двух первых. Она тоже болотная, тоже водяная, она худощавая, ворчливая, очень много суетится. Если человек берется ей помогать, она через некоторое время говорит «отстань, уйди, дай, у тебя ничего не получается, сейчас всё сама сделаю». Но при этом, когда берется, у нее тоже все валится из рук, путается, мешается, после чего она обвиняет всех в том, что они мешали и «если бы не вы, я бы тогда смогла сделать то-то и у меня все было бы хорошо.»
Часто я слышу от женщин как раз такую реакцию: «Меня ребенок раздражает, пусть он будет потише, он меня отвлекает от моих каких-то мыслей». Каких мыслей? Ты где? И зачастую оказывается, что это действительно очень-очень далеко не здесь, и если её оставить в покое – это как раз одна из таких фраз, «оставьте меня в покое наконец!» – то она там может сидеть или лежать очень-очень долго, в этом состоянии. Уплыть отсюда, из этого мира, куда-то туда, где нет никаких мужчин и где нет никаких мужа, детей, каких-то проблем, где ничего нет. Где тихо, спокойно и отстаньте от меня все.
С такой женщиной очень тяжело строить мир. Мужчине важно, чтобы женщина хотела куда двигаться, чтобы были какие-то планы… Причем, если ваш мужчина лежит на диване и на самом деле вам кажется, что он очень не любит каких-то ваших желаний – значит, плавали, знаем. Штука в том что если вы узнаете в себе русалье, то, скорее всего, у вас мужчина тоже будет водяным, потому что живому мужчине с русалкой очень неуютно. Они от вот эти русальих состояний отмахиваются: «Не-не-не-не-не-не-не! Да, красавица, да, умница, да, но вот, пожалуй, может только на одну ночь, да и то… знаешь, я лучше вот с той…»
У меня была проведена очень большая работа – я нашла в себе русалку и даже не одну, потому что это слоёный пирог оказалс. И теперь мой “водяной” сейчас очень сильно преображается: что мы будем делать дальше, как мы будем двигаться, что мы будем делать потом… Вот этот интерес, совместные планы, какое-то умение, преодоление – это то, что возникло в человеке, который в принципе диванный мужчина был, который «не трогайте меня, отстаньте вы все от меня, я тут еще пивка попью, в игру поиграю… и… и всё!»
Сейчас я смотрю на эти метаморфозы, которые происходят после того, как я поняла, что я ожила и я больше не русалка, и я четко чувствую, где русалье состояние, а где не русалье. Выгоняла я из себя обе разновидности русалок, и в какой то момент, когда я ожила, я поняла, что я не могу, я не готова жить с мертвечиной.
То есть, вот у меня есть планы, у меня есть действия, но дорогой, вот эта куча мертвого на моем диване – это то, что мне просто очень-очень-очень сильно портит жизнь. Дело дошло до развода и спустя какое то время, чуть больше года, произошел «кризис жанра» и он вернулся как раз с тем, что «понимаешь, кругом одна нежить, я не могу! Возле тебя жизнь и поэтому можно я буду рядом?» И сейчас это человек, который включается в процесс, он мне активно помогает, он приходит уже с какой-то инициативой, что для меня было удивительно. Это радует.
И вокруг тоже собираются как раз люди живые, то есть если вы в мертвечину скатываетесь и вы нежить, то и люди вокруг вас тоже такие: всё, ничего не поменять, кругом козлы и вот весь мир такой… Сейчас, после того как я проводила русалку, вокруг собираются как раз живые люди, их много и речи о том, что «кризис, как же жить, что же делать, как тяжело, все кругом виноваты» – вот это настолько уже не привычно моему слуху, потому что в моем окружении такого просто нет. Хочешь – делай. Не получается – значит, что-то делаешь не так, учись делать так.
Собственно, это русалье состояние нежити как раз и дает то, что все уплывают вокруг, потому что с нежитью может рядом находиться только другая нежить и вы тем самым поддерживаете это болотистое состояние «отстаньте от меня все». Года идут, ничего не меняется, приходится выживать и к жизни уже не получается двигаться.
Русалье состояние, по сути, требует всего трёх действий: а) найти и осознать его само, б) найти причины этого состояния в) проводить его. Потому что в нас, на самом деле, нет ничего лишнего и в какой то период времени эта русалка вам очень здорово помогла в вашем выживании. Может быть не вам, может быть вашей маме, может быть – вашей бабушке, потому что дальше это может передаваться как привычное такое состояние: женщины нашей семьи ведут себя так, реагируют так и живут вот так. Но когда-то эта русалка вас выручила, и очень сильно. И всю вашу семью.
Поэтому первое – это осознать, что это состояние есть у вас или, может быть, нету. Второе – есть правило: зло узнано, зло названо, зло не имеет силы. Увидеть, где и когда оно поднимается и как оно вам мешает.
Откуда берутся русальи состояния
Как я уже говорила, эта история может быть не ваша. Это может быть история, которая тянется из какой-то дальней ветки, но она становится настолько привычной, что мы считаем: да, я такая и все женщины нашей семьи вот такие. Но с кого-то это все началось. И с большой вероятностью (если вы из России) это все началось в начале 20 века.
Если женщина погружена в русалье состояние, это очень хорошо чувствуют мужчины и дети. Мужчины понимают, что они здесь ничего ничем помочь не могут – это не то что пойти обидчику морду набить, нет, это что-то, что их угнетает, с чем им приходится мириться, когда это на своей территории. Что с этим делать, непонятно, но они понимают, что жизнь-то вокруг разрушается и их собственная жизнь тоже. Порой мужчины вынуждены ждать, когда же их русалка оживет, а чтобы при этом хоть как-то самому поддержать жизнь, они порой набираются этой жизни где-то еще в другом тепленьком душе или теле – то есть, у какой-нибудь другой женщины. Такое тоже часто случается с русалками
Детям же зачастую ставятся всякие неврологические диагнозы: всевозможная гиперактивность, чувствительность, метеозависимость, еще что то такое, но практика показывает что когда женщина оживает, когда она «О, я вернулась! А у меня есть муж, у нас дети!», а дети даже не узнают, а чувствуют, что мама теперь не только телом но и душой здесь, с нами, они прямо разворачиваются, расправляются. Они теперь могут спокойно развиваться, расти, заниматься своими делами, познавать мир, потому что мама здесь и мама теперь держит пространство, она с нами.
Вот это разрушение жизни вокруг очень хорошо чувствовалось окружающими. В деревнях и сейчас могут сказать:
— О, а чего это ты такая?
— Какая такая?
— Ну, не в себе какая-то. Иди прогуляйся или водичкой холодною умойся.
Раньше это «блюли» очень четко. Если видели женщину, которая проявляет себя как русалка, то она отправлялась в обряд «Проводы русалки». Когда же это все сломалось? Это произошло в 20-30-е годы ХХ века, когда в принципе весь уклад деревенский был нарушен, когда быть деревенским стало просто опасно. Шло раскулачивание, мужчины либо до этого на войне многие погибли, либо они ушли в город на заработки, либо их сослали, раскулачили и так далее. И остались одни женщины.
Женщинам пришлось брать на себя сразу все роли, которые в деревне до этого имели очень четкое разграничение: это – женское, это – мужское. Женщинам пришлось взять на себя всё, стиснуть зубы и вперед. Причем, вот этот образ стойкой такой, которая всё выдюжит, выдержит, образ такой советской женщины – он еще и популяризировался, потому что было очевидно что от неё требуется
- и нарожать новых детей взамен тех людей, которые были убиты на войне, репрессированы, находились в лагерях;
- и строить новое производство,
- и строить новое общество,
- и в деревнях работать.
Всё легло на плечи женщин. Плюс к этому потом у нас была ещё Вторая мировая война.
В результате эти женщины… им ничего не осталось. Какая душа, о чем вы говорите? Нужно было выжить просто физически. Можно было поставить на ноги своих детей, но там, в глубине души, складывались и собирались неотгорёванные потери: отца раскулачили, например, или свекра, или что муж погиб на войне, или в результате тяжелого труда или голода были потери детей…
На проживание столь страшных, ужасных вещей требуется определенное время. У нас есть такое понятие, как траур, когда 40 дней сначала человек в глубоком трауре, потом еще в течение года человек в трауре, и потом уже постепенно сходит на нет.
Зачем нужен траур? Чтобы ожить. Потому что эти ситуации замораживают, и только благодаря волшебным горючим слезам наша душа начинает оживать.
Именно поэтому, чтобы не дать заморозиться, например, на похороны еще не так давно приглашались специальные плакальщицы. Они были по образу нынешнего рэпера, потому что нужно было складно сделать речитатив ритмичный про историю этой семьи, когда нажимается на больные точки именно этой семьи. Как бы это сейчас звучало: «Вот на кого ты нас покинул, как же я буду теперь выплачивать ипотеку, а кто же будет поднимать на ноги детей, а кто будет закрывать кредиты?»
Вот такие вещи, о которых, вроде бы, на похоронах вспоминать как-то не очень хорошо, да особо члены семьи сейчас и не вспоминают, но на самом деле это очень больные точки. И плакальщицы как раз это все вслух проговаривали, голосили. Это длилось обычно три дня как человек умирал, и пока его не похоронили, у них на ночь это прекращалась, а днем опять начиналось это буйство. Причем, все окружающие оказывались в состоянии вроде транса, в который вводит шаман, например. Есть такие психологические техники.
В результате, когда наконец человека похоронили, дальше уже начинался траур как дорожка к возвращению к жизни. Плакальщицы не давали тогда замерзнуть душе, постоянно старались еще сильнее в эту боль ударить, слёзы вызвать. И так как основная часть как раз за эти три дня уже была выгоревана и отплакана, то дальше уже постепенно все это сходило на нет.
Где-то примерно к полугоду грамотно прожитого траура уже становится неинтересно смотреть, что там сзади, как мы раньше жили, как мы раньше были. Уже начинается «А как жить будем дальше? Ну вот хорошо бы вот это сделать, а потом вон то.» Если в замороженной душе нет каких-то стремлений, нет каких-то планов, нет желания что-то сделать, просто этого нет, то когда человек проходит этот траур глубоко, где-то через полгода эти первые звоночки появляются – первые мысли о том, а как бы теперь обустроить тот мир в котором я буду жить теперь? Старый уже разрушен, новый теперь пора строить, но он строится не судорожно – срочно отвлечься на работу, чтобы вот хоть как-то… Нет. Это просто первичное представление о том, в каком мире я теперь хочу жить. Раз с этим человеком уже нельзя, то я буду выстраивать мир без того человека. Как раз к следующему полугодию выстраивается, какой мир я хочу, как я буду жить дальше.
Годовщина смерти – очень важный этап, когда заканчивается траур, когда общество и окружающие говорят: всё, родная, отгоревала, выживание закончилось, а теперь давай жить! У тебя было время на то, чтобы полить слезы. Всё, траур снимается, живем, поем песни, пляшем, влюбляемся, занимаемся любовью, рожаем детей, строим дома. Жизнь обязательно должна продолжаться во что бы то ни стало.
А что дальше? А дальше появлялась наша русалка: тело, которое делало то что нужно делать – растила детей, ходила на работу, выполняла свои трудодни, строила дома. Иногда собирались вместе и начинали петь. Почему народные песни зачастую такие протяжные, грустные? Это как раз чтобы немного сбавить уровень этой боли, немножко спустить пар, а потом у этих женщин вырастали дети.
Девочки видели, что маме, в общем-то, не до них – так называемая холодная мать, которая «Но ты же накормлена, напоена, одета-обута? Всё, свободна! Что у тебя там на душе? Что тебе хочется – не хочется, нравится не нравится? Да никого не волнует, война кончилась – ты должна радоваться и веселиться и всячески демонстрировать, как ты счастлива! Мы что, зря, что ли, стиснув зубы выживали?”
Таким образом, у нас получалась еще одна русалка, которая которая боится своих чувств, которая не знает что с ними делать, как проживать эти болезненные чувства, и которая растит своего ребёнка, свою дочку. Когда эта дочка, например испугалась чего-нибудь, плакала или пыталась проверить границы возможностей своих новых (ведь ребенок растет он начинает что-то уметь и это нужно попробовать – а что я теперь могу, а это мне теперь можно), это всё мамами-русалками воспринималось как опасность. Но они же честно старались быть хорошими мамами а у хорошей мамы ребенок не плачет, у хорошей мамы ребенок всем доволен. Поэтому «ты не можешь устать, мы сейчас уже придём», «ты не может быть этим недовольна, ты не можешь злиться, ты не можешь грустить, ты не можешь плакать, ведь я такая хорошая мама, я стараюсь, а твои вот эти неправильные чувства – они же они говорят мне о том что я мама плохая!»
В результате получается уже третья русалка, потому что «чтобы не огорчать мамочку чтобы она не расстраивалась, я лучше ничего у неё не буду просить, я постараюсь со всем справиться сама, я не скажу ей, как мне обидно слышать вот эти слова.» Чувства опять забираются внутрь. Плюс под этим на самом деле кроется то самое неотгореванное горе, которое тащится ещё с бабушки.
Получается, что, вроде бы, всё хорошо, вроде мы живем мирную жизнь, вроде бы у нас столько возможностей, но нет никаких сил и ничего не хочется, и я сама не знаю чего хочу. Если остановить, если забрать все гаджеты, если оказаться такой женщине просто самой с собой в пустой комнате, то на нее нахлынет очень глубокая большая тоска.
Причина этой тоски будет у каждой своя, но тоска эта кажется такой страшной, она кажется такой всепоглощающей, что лучше делать вид что у меня все хорошо, забивать себе календарь множеством дел, закрываться ребенком, которого нужно ввести на одни, другие, третьи кружки и вообще «видите, я вся такая занятая.»
Но на самом деле тем самым мы просто тратим свою жизнь. Ведь наша задача – показать нашим детям, что быть взрослым – это здорово, быть взрослым – это весело, быть взрослым – это интересно! Но дети видят, что быть взрослым, на самом деле, это грустно, скучно, это сплошные обязанности, и что все самое интересное происходит только в детстве, когда тебя водят, развлекают, нанимают аниматоров, возят на всякие интересные кружки, в то время пока мама сидит и скучает в коридоре вместо того, чтобы насыщать свою жизнь чем-то интересным и показывать: дети, смотрите, как здорово – вот вы вырастете, и это все вам тоже будет в полной мере доступно!
Почему это проявляется в нас?
Hits: 0