Как растут мужчины. Гендерная социализация

Последнее время мою голову занимали мысли о проблемах гендерно-возрастной социализации в России. Наконец-то картинка схлопнулась и раскрылась во всей красе, так что я вскочила в 6:30 утра и села строчить этот текст. Сначала хотела написать о своем, о женском, но поняла, что небольшой пост перерастет в «многабукв» и, возможно, несколько частей.

Так что усаживайтесь поудобнее, будет больно, но многое станет понятно. А то чего я одна-то испытываю эти неоднозначные чувства?

1. Парни

Начнем с особенностей мужской социализации и как это происходит в традиционном обществе.
Напомню азы: человеком в традиционном обществе считается мужчина после свадьбы, у которого есть дети, и женщина, вышедшая из детородного возраста, имеющая семью и детей.
Новорожденный скорее относится к миру мертвых (горизонталь), поэтому спокойное отношение к смерти детей («Бог дал, Бог взял») и подростков, потому что они еще не стали полноценными членами общества и должны пройти инициацию, которая связана с риском для жизни и дает доступ к вступлению в брак.

В России к началу ХХ века убить тигра для инициации не получится, поэтому она эволюционировала в ватаги парней. У парней нет собственности (это ключевой фактор!!!), они подчиняются вожаку беспрекословно, друзья по ватаге и ценности ватаги для них главное. Основное занятие ватаг — ходить биться с другими ватагами: деревня на деревню, верх деревенской улицы с низом деревенской улицы, район на район и т. д. Получить травму в драке или быть убитым — почетно.

Так как у парней нет собственности, то они занимаются сомнительными вещами для получения денег в общак и для себя, чтобы одеться в «сапоги со скрипом». Ярко и модно одеться, иметь предметы роскоши (часы на цепочке/айфон последней модели и машину) нужно, чтобы соблазнить больше девушек и женщин. Сексуальные победы тоже входят в ценности парня, чем больше, тем лучше.

Внутри семьи парни подчиняются матерям. Мать — ключевая, значимая и ограничивающая фигура для парня, подчиняется парень также ровесницам матери и прочим старшим женщинам (это я ощутила на себе, когда после 40 группа подростков перестала меня пугать, а подростки стали относиться ко мне извиняюще-уважительно, даже если у меня и в мыслях не было делать им замечание).

В особых случаях за кражи, поджоги, убийства мужики такого могли забить колами (я больше ориентируюсь на деревню сибирскую или северорусскую, до которой далеко добираться, власть появляется раз в полгода и нет крепостного права, поэтому местное самоуправление существует в своем базовом виде без влияния властей и города, у меня корни такие, так что образ деревни такой), или включаются власти, и тогда ссылка в Сибирь.

Одна из задач таких ватаг (а они существуют и у шимпанзе) — исключить из разведения самых агрессивных особей. В деревенском обществе, если наиболее агрессивные не погибли в драке, то именно их забривали в рекруты. Остальных же старались как можно быстрее женить, чтобы «сделать из него человека».

Свадьба: способ «обломать рога козлу», изъять его из ватаги и навязать ему социально одобряемые ценности, чтобы он стал полноценным членом общины и его задачей стало благополучие общины. Для этого во время свадьбы “сбивали настройки” через перевод удалого парня в дурака, на которого направлены все взгляды, и это взгляды старших. Дурацкие конкурсы, странное поведение солидных взрослых, задача которых создать хаос, из которого родится новая жизнь.

Интересный момент: самый большой период свадеб после Святок, от Крещения до Масленицы, и на Святках в дома несут хаос, из которого рождается новое Солнце и новый мир, молодые люди в виде ряженых, а старшее поколение их ждет, принимает, держит пространство дома, ведет правильный диалог, чтобы разрушений от ряженых было поменьше, а потом, насмотревшись на ряженых, заразившись состоянием, создают уже свой, взрослый хаос на свадьбах, из которого родится мир новой семьи и двух породнившихся родов, и на свадьбах уже молодежь играет роль терпящей хаос стороны, и уже молодежь вынуждена подыгрывать старшим в разгуле.

После свадьбы парень превращается в мужика и переходит в подчинение к большаку. В свадебном обряде, который состоит из множества маленьких обрядиков, есть обряд испытания молодой, где сын впервые должен шикнуть на мать и поставить её на место прилюдно, с этого момента мать ему больше не указ, только отец или иной старший мужчина — большак.

Напомню, что крестьянскую семью следует рассматривать в первую очередь как экономическую единицу, которая производит продукт. Все члены семьи — работники этого предприятия, дети с пяти лет уже имеют свои ежедневные обязанности и получают право сидеть за общим столом, что означает, что они вносят свой вклад в общее благо и получают свою долю от общего блага, а также становятся полноценными участниками обрядов перехода: рождение, свадьба и похороны, и праздников годового круга.

У парней собственности не было, после свадьбы появляется собственность — жена, а потом и дети, и задача молодого мужика — научиться быть хозяином. Можешь забить жену до смерти, но тогда и детей не будет, и предприятие твое не будет развиваться. Поэтому мужики обучаются управлению и чутью у большаков. Большую часть времени они проводят с большаками, смотрят, как они принимают решения, и принимает решения сам в рамках своей семьи: жена и дети, и несет ответственность за свои решения.

Но он же еще недавно был парнем — “козлом”, как поменять мировоззрение, которое на свадьбе уже сдвинулось? Молодые, особенно в первый год жизни, не оставались одни, все многочисленные участники свадьбы продолжают участвовать в жизни молодой семьи.

Про ватаги рекомендую почитать статью в энциклопедии “Мужики и бабы”, я через нее продиралась и у меня волосы шевелились. Потом выдохнула “Как хорошо, что этого больше нет” но нет ли? Ценности мужские сейчас какие?

2. Свадьба и траурный/переходный год после свадьбы.

Небольшое отступление. Всё, что я описываю сейчас как то, что было традиционно в русских семьях до революции, я успела посмотреть во время своего года в Армении.

Моего сына постарались включить в группу парней, которые в свою очередь должны «нагуляться», «покайфовать». (Ему не зашло) С 18 лет у армянских парней не одобряется работа, нужно гулять, делать сомнительные делишки, драки с такими же парнями.

Взрослые закрывают на это глаза, потому что «его же скоро в армию заберут» и «ему нужно нагуляться». После армии (в Армении служат 2 года) парня надо женить.

У меня как-то состоялся разговор в Ереване с молодым человеком 27 лет. Он мне жаловался, что семья на него давит, чтобы он женился, все его ровесники уже женились и обзавелись детьми, семья говорит, что если он до 30 лет не женится, то его лишат поддержки семьи,
но самое ужасное, что парни 18–20 лет выдавливают его из своих компаний в ночных клубах: «Что ты среди нас делаешь? Ты уже старый». «Я смотрю американские фильмы, там даже девушки в 30 еще раздумывают выходить замуж или нет. Хочу уехать из Армении, чтобы принадлежать себе». Отличная иллюстрация того, что либо каждый сам за себя, но большая свобода, либо спина прикрыта, но ты должен отдать свою жизнь благу семьи-рода. «Принадлежать себе» — тут ключевое.

Все вы наслышаны о больших армянских свадьбах. (Так до революции было и у русских, это как раз особенности традиционного общества.) Участник свадьбы теперь до конца жизни связан с молодыми социальными ниточками и является их ресурсом. Есть одна армянская свадебная песня на русском языке, где есть слова «дяди помогут, тети подскажут» — это ключевое. Заметьте, не мамы и папы, а дяди и тети и не обязательно родные. У меня есть толстая книга Б. Н. Казаченко «Русское родство. Прошлое и настоящее», там столько названий для разных родственников, которые мы забыли, а наши предки до революции отлично в них ориентировались, потому что это то, что позволяет выжить, те самые «дяди помогут, тети подскажут», и они на свадьбе были свидетелями того, что вот эти молодые люди стали мужем и женой. То, что мы сейчас не знаем названий родства, говорит о разобщенности, и даже если эти люди были на свадьбе гостями, то это ни к чему не обязывает, хотя в определенных кругах, где большие деньги и собственность, эти обязательства волшебным образом возникают, но тогда это и круг своих, ровня, куда не так просто попасть. То есть мы опять упираемся в умение быть хозяином, управлять собственностью, и тогда возникает потребность хорошо знать, что за дядя и что за тетя.

Еще во фразе «дяди помогут, тети подскажут» хорошо отражена функция мужская и женская. Старшие женщины заняты разговорами, обсуждениями, вынесениями оценок, они увидят, где назревает напряжение, а потом «ночная кукушка дневную перекукует», то есть женщина поговорит со своим мужем, и он уже поможет делом. Но к женской социализации мы вернемся чуть позже.

Итак, армянская свадьба состоялась, новые родственные и социальные связи возникли, что происходит с еще недавно парнем? А он действительно перестает принадлежать себе. Если женщина автоматически перестает принадлежать себе, становясь беременной и обзаведясь маленькими детьми, то молодой мужик (я не знаю, как этот статус называется на армянском, но он точно есть) перестает принадлежать себе усилиями даже не родителей, а рода. Тогда-то нужно на день рождения или свадьбу, завтра повезешь такую-то тетушку в больницу на обследование, а послезавтра ты поможешь такому-то дяде в таком вот деле, и это бесконечно, а еще жена с детьми, и она тоже не одна, а в окружении замужних подруг и тетушек, и там свои требования. Ему просто не дают передохнуть как минимум первый год после свадьбы. Парни-друзья? Некогда. Да и большинство из них тоже уже женаты и проживают тот же траур первого года жизни в браке. Четыре сезона продержаться, а там привыкаешь и начинаешь жить, теперь вот так.

В России до революции было так же.

P.S. недавно в чате обсуждали помочи/толоки, когда семье в трауре соседи помогали и брали на себя часть домашних дел по хозяйству, пока соседи проживают свое острое горе. Была версия, что не было такого, свою бы работу сделать.
Теперь вы понимаете за чей счет это делалось?

Недавнего парня надо было загрузить так работой и семейными делами, так включить в круг забот старшего поколения, чтобы о прошлой жизни парня и думать некогда было.
Старый, сектантский прием.
И так всех парней-друзей. А потом они встречаются уже на братчинах и совместных работах, под постоянным присмотром большаков.

Про толоки/помочи тоже хорошая статья в энциклопедии «Мужики и бабы»

Еще напомню. У людей было много видов родителей, чем больше, тем лучше. Задача утробных родителей — вырастить физически, накормить, напоить, одеть, обуть. Воспитанием детей до 5 лет занималась бабушка (свекровь), после пяти ребенок — член общества, и его воспитывает община, а сам член общества нарабатывает причинно-следственные связи.

Были еще крестные и пострижИнные родители (обряд пострижИн в год. ПострижИнные и крестные родители могли совпадать, а могли быть разными людьми). Крестная мать заботилась о духовном развитии, а крестный отец становился значимым для мальчика в 9-10 лет, когда наступало время учиться ремеслу, а в городской среде крестный помогал устроиться на службу.

Еще могли быть приемные родители, молочная мать и т. д. Все они, конечно же, были на свадьбе своего сына и участвовали в жизни молодой семьи. А еще на свадьбе был свадебный генерал — гость максимально возможного высокого статуса, которого усердно кормили и поили, и этот человек потом тоже принимал участие в устройстве жизни семьи. (А еще у молодой был такой же набор родителей.)

И еще один момент напомню, что мужской и женский миры были самостоятельны. «Баба с кошкой в доме, мужик с собакой во дворе». Дом внутри — сугубо женское место, куда мужчины приходят перезимовать, переночевать, поесть и провести какой-то обряд (хотя поесть — это тоже вообще-то обряд всякий раз). В летнюю половину года ни мужчин, ни детей дома нет (вспомните, как летом бабушка выгоняла вас в сад из дома), и готовят на летней кухне, и жизнь в целом идет на улице, спать на сановале или в неотапливаемой горнице — нормально. В доме только женщины могут быть или глубокие старики. Мужчины во дворе, в поле, в лесу, на заработках.

Соответственно, молодой мужик постоянно находится под присмотром и в жесткой иерархической системе среди старших мужчин.

Мужчины. Зрелость и старость.

До 40 лет у мужика собственность и хозяйство — это жена и дети. Хорошо, если возможности позволяли (в Сибири земли много) и теоретически после года послесвадебного траура (вспоминаем обряды на Масленицу для тех, кто прожил первый год в браке), тогда молодые могли выделиться и им помогали построить дом, тогда у мужика будет собственность: дом, рабочие инструменты и земля, без своей земли это все смысла не имеет, семья не выживет (опять упираемся в собственность), а еще мужику нужно научиться управлять хозяйством, а для этого несколько лет нужно быть с большаком и наблюдать, как он принимает решения в течение нескольких годовых циклов. «Обезьянка видит — обезьянка делает» — лучшая учеба, поэтому проходило минимум 20 лет до того, чтобы самому стать большаком.

А еще нужно, чтобы детям минуло пять лет, потому что маленьких детей до 5 лет растит бабушка. (Мы сформировались как вид, где малышей растят бабушки, у других видов особь, вышедшая из детородного возраста, умирает, потому что ресурсы нужны молодым, но мы такие сложные и нам нужно так много узнать за первые пять лет жизни, что у нашего вида появились бабушки, которые живут еще столько же, сколько до окончания детородного возраста.)

А если речь идет о давно освоенных землях, то свободной земли давно нет, будет крестьянская община, которая наделяет каждую семью таким количеством земли, сколько в семье есть мужиков. Вся собственность, кроме жены и детей, принадлежит большакам.

В 40 лет ситуация меняется. Это возраст, когда старший сын женится и сам становится мужиком, а значит, у мужчины, пусть он и остается мужиком, появляется ученик-подчиненный, а это уже переход на одну ступеньку в мужской иерархии. Больше почета и уважения, больше возможностей для своего бизнеса (семья — экономическая единица).

Но есть и другое общественное ожидание, что детородный период кончился и теперь нужно думать о душе и заботиться о большой семье и внуках. Да, предполагалось, что после 40 половая жизнь закончилась, но начинается уважаемая общественная, можно принимать решения на сходках, в делах общины, хотя последнее слово останется за большаками.

Да, старики всегда до последнего держались за власть и собственность, поэтому мужчины-большаки сдавали большину или на смертном одре, или если становились немощны и повреждались умом, тогда большину передавали самому смышленому сыну.
Ну и смотрим: если старший сын-наследник женился в 20 (а то и раньше), а большак умер в 80-90 лет (да, детская смертность была большая, но этот же отбор отбирал самых живучих, и если мужчина не умер в драках парней или на войне, то у него были все шансы дожить до 80-90 лет, а средняя продолжительность получалась 40 лет), то 60-70 лет ты ходил в подчинении у большака и после его смерти перенимал большину. Власть стариков — норма. Зато опытный.

Ценности мужика и большака: крепкое хозяйство, семья, вырастить и женить детей, после этого преумножать общее благо ибо в могилу все не унесешь, поэтому посадить сад, построить мельницу, школу, больницу… то есть оставить такой след, чтобы община помнила добрым словом и людям после твоей жизни было хорошо. Умирать хорошо в глубокой старости, в достатке, в окружении детей, внуков и правнуков.

Сравните с ценностями парней.

Hits: 15

Ответить