Почему для подростка важно иметь “своё” в доме: взгляд со стороны традиций

Расскажу вам, как обстояло дело с подростками и их положением в доме в традиции в первую очередь для того, чтобы вы поняли откуда ноги растут у некоторых странностей в нашей современной культуре.

Я обещала рассказать как обстояло дело с подростками и их положением в доме в традиции в первую очередь для того, чтобы вы поняли откуда ноги растут у некоторых странностей в нашей современной культуре.

Начну с девушек, так как с ними, как ни странно, было проще.

Девушки на выданье

1. Как женщина из ничего может создать ребенка, так девушка “из ничего”, т.е. из семян льна выращивала растения, из них создавала нити, из нитей полотно, а из полотна создавала себе приданое:

  • одежду на все случаи жизни – обыденную, кручинную, праздничную, для себя;
  • постельное белье, рушники, дорожки – мягкая одежда для пространства в котором она окажется после замужества.

Сундук для приданого ставили в пять лет и родители делали первые вклады туда, а с 7 до 17 лет девушка должна была сделать этот проект – создать приданое.

2. Летом девушке на выданье выделялась отдельная горница – неотапливаемое помещение, где стояла отдельная кровать. Девушка могла вставать поздно (потому что после замужества она будет вставать с первыми петухами, и ей нужно сейчас наспаться и нагуляться), она могла возвращаться с гуляний с утренней зарей, могла ночевать с подружками.

У девушки была возможность прокачать ощущение хозяйки в своем пространстве, где она главная.

3. Крестьянская семья зимой жила на площади около 25 кв. м. человек 10-15. Очевидно, что и так было тесно, а если еще подростковые вспышки и причуды, то совсем тяжело. Потому зимой подростков старались из избы убрать.

И тут опять же было место у девушек. Они откупали на зимние посиделки избу у вдовы или солдатки, оплачивая деньгами или работой и собирались в этой избе на супрядки, где можно было смеяться, обсуждать свои влюбленности, есть, плясать и никому не мешать.

4. Девушка на выданье была “витриной” силы своего отца как хозяина. По тому, как богато была одета девушка, оценивали насколько благополучен её отец-хозяин и стоит ли с ним родниться. (А отцы-крестьяне старались купить своей дочери и золотое шитье и парчу. Бедность крестьянского сословия – миф советского времени).

Таким образом, у девушки-подростка был опыт освоения своего пространства, еще небольшого, только со своими вещами, которые у нее тоже были.

И это тот случай, когда мы можем брать полезное из традиции, чтобы наша дочь чувствовала себя в дальнейшем в большом мире уверенно и устойчиво.

Малыши не нуждаются в своей комнате, они хотят быть рядом со взрослыми, подросткам же обязательно нужна своя территория.

Парни

С парнями дела обстояли не так просто.

Это как раз тот случай, когда нужно знать как оно было, чтобы отловить, когда этот культурный слой начнет проявляться и отравлять жизнь вам и вашим сыновьям.

В отличие от девушек, которые выходили замуж и переставали быть частью родительской семьи, парни оставались дома.

С одной стороны, сын – это еще одни рабочие руки, которые начинали участвовать в общем крестьянском деле с пяти лет, по количеству мужчин в семье крестьянская община выделяла земельные наделы, а налоги платились с “трубы”, “истопа”, поэтому сыновья оставались в доме вместе со своими семьями и еще нужно помнить, что крестьянская семья – это в первую очередь предприятие, которое должно приносить прибыль.

До женитьбы парень подчинялся матери, а после женитьбы, став мужиком, он переходил в подчинение к отцу.

С другой стороны, именно у парней в доме “не было ничего своего”. Войдя в подростковый возраст, парень становился головной болью семьи. Он должен был стать частью ватаги во главе с атаманом.

Основное занятие ватаг было драться с такими же ватагами с других деревень или с другого конца деревни. Делалось это по праздникам и драки могли длиться несколько часов.

Они же были ряжеными на Святки. Устраивали ритуальные бесчинства, когда затаскивали телегу на крышу, снимали ворота, меняли коров местами, подпирали двери поленьями.

Ценности парней: “Один за всех и все за одного”, “Сам погибай, а товарища выручай”, жертвовать собой ради товарища.

Бились всерьез и порой до смерти. Пить много. Попортить как можно больше девок. Проворачивать сомнительные делишки, чтобы заработать денег и купить себе наряд щеголя.
Складывается ощущение, что в этом возрасте шел отбор. Самые агрессивные либо погибнут, либо сядут, либо старшие женщины деревни решат, что вот этих бедовых отдать в рекруты. А тех, кто нравом поспокойнее – скорее женить.

Женитьба обламывала рога козлу-парню еще во время свадебного обряда, выводила его из ватаги, переводила его в мужики и он переходил в подчинение большаку, обычно отцу, который был хозяином (как генеральный директор предприятия) и начинал обучать молодого, как быть хозяином.

Первою собственностью молодого становилась жена. Потом в его собственности появлялись дети, которые, подрастая, становились частью его хозяйства. И только став сам из мужика большаком, мужчина становился полноправным хозяином.

Стать большаком было два варианта:

  • дождаться, когда прежний большак умрет или оставит большину из-за недееспособности по старости (поэтому в Политбюро в СССР были люди за 70 и сейчас принимающие решения в стране – послевоенное поколение, культурные установки никуда не делись),
  • либо можно было отделиться своей семьей, построить свой дом, но для этого нужна была свободная земля, такое было на Севере, в Сибири и прочих пограничных территориях.

То есть, чтобы стать большаком – полноправным хозяином, нужно было 40 лет учиться у старшего большака.

В первую мировую было три волны мобилизации и призвали самое большое количество крестьян за историю Российской империи. Призывали парней и молодых мужчин, у которых малые дети. Большаков не трогали, они должны были обеспечить урожай.

А когда молодые мужчины с ПТРС вернулись с войны домой, они пришли с обидой на живущих в мире и благополучии старших мужчин и отказались им подчиняться.

Кто такие бедняки в послереволюционной деревне? Это чаще всего сыновья большаков, у которых ничего своего не было. И далее пошла борьба по сути со старшим поколением, которые и владели собственностью и хозяйством.

Началась борьба с опытными хозяевами и управленцами.

Молодые стали строить свой мир, на ценностях парней: главное друзья, много пить, сексуальные победы и умри молодым, потому что нет образца как взрослеют и стареют мужчины – хозяева.

С другой стороны, у трех поколений женщин за время революций и войн сложилась модель “однополой семьи”: бабушка и мама растят детей, отец детей которых погиб молодым”.

И вот мы сейчас получаем семьи, где женщина после рождения детей берет хозяйство в свои руки, а о том, что в доме живет взрослый мужчина можно догадаться разве что по тапочкам.

Нет образа хозяина. “Тут нет ничего твоего” продолжает висеть над современным мужчиной как Домоклов меч.

На курсе “Как сделать дом местом силы” мы разбираемся, как сделать пространство дома таким, чтобы оно подразумевало и хозяйку, и хозяина.

Ну а современным парням тоже нужно выделять их место, чтобы в доме было его.

Почему для подростка важно иметь “своё” в доме

Когда я публиковала этот текст в соцсетях, в комментарии посыпалось:

“Нет! Нет! нам не хочется думать, что к подросткам парням так относились! Да и пьянство насаждалось после Петра 1”.

Полагаю, кое-что нужно пояснить.

Про пьянство. Парням можно было выпускать разрушительные силы, эта социальная страта была тем, что выпускает и проявляет тени всего деревенского общества, не без потерь и среди парней, и среди девушек (я писала, почему в мае речь заходит о русалках).

Ну а те, кто выживает, те вступают в брак и до старости живут (если только женщина не умрет в каких-то из родов).

И если пить без просыху входило в часть молодецкой удали, как и чуть что – размахивать кулаками и “все побежали и я побежал”, то после свадьбы, когда умирал парень и рождался мужик, менялись и ценности.

Акцент на своих интересах и интересах семьи, прощай ватага, и пьющий мужик не одобрялся обществом, с ним не хотели иметь дела и дорога в большаки ему закрывалась.

Я регулярно делаю акцент на том, что не все, что сохранилось в народной культуре, нам сегодняшним следует брать в оборот.

Там есть и то, что необходимо знать и иметь в виду, когда этот культурный слой будет вылазить в виде чего-то, разрушающего вашу семью или отношения с вашим подростком.

Например, в виде слов “Тут ничего твоего нет”, или попыток сплавить скорее подростка из дома, и устранить его место в доме.

Но в то же время подросток особенно нуждается в безопасном пространстве, где примут как есть.

Поэтому важно знать и неприглядные культурные моменты, а когда они на автомате начнут проявляться, то остановиться и решить, как поступить иначе.

И пока ваш подросток не найдет своего места в мире, вам важно не только держать пространство “Не переживай, у нас все хорошо и стабильно и есть ресурс, чтобы если понадобится помощь, то увидеть, услышать тебя и дать эту помощь”, но и держать для него место в доме.

Может оно и не понадобится, но знание, что в мире есть место, куда ты всегда можешь вернуться и там будет безопасно, где тебя примут любого и дадут отдышаться и набраться сил, расправляет крылья молодых людей.

А как найти каждому место в доме, об этом на курсе “Как сделать дом местом силы”.

Просмотров: 0

Ответить